Новости

<< Назад к списку новостей

Доверчивый ребёнок – что делать?

Доверчивый ребёнок – что делать?

Любой активный, здоровый и весёлый ребёнок очень легко становится «душой всей компании» и, конечно же, любимцем взрослых. Детская общительность и непосредственность - это одна из причин, которые дают ему возможность чувствовать себя отлично, как среди своих сверстников, так и среди взрослых.

Но, однако, у этого ценного качества есть и «обратная сторона медали». Каждый заботливый родитель постоянно старается внушить своему чаду, что подходить к не знакомым людям нельзя. Также, что нельзя брать у незнакомцев угощения! Но, очень часто бывает так, что не успеешь и глазом моргнуть, как малыш уже бежит к чужому человеку, предлагающему ему какую-нибудь сладость, при этом совершенно забыв родительские наставления. И даже более того - и вовсе может согласиться погулять с не знакомыми тётей или дядей за ручку. Так почему же дети себя так ведут? Что упущено? А, ведь ситуация такая - совсем уж и нередкая!..

Формирование круга доверенных лиц

Сначала следует разобраться, кто больше всего времени проводит с ребёнком и в каком окружении он находится. Возможно им понемногу занимаются сразу несколько человек: сестры и братья, родители, бабушки и дедушки, приходящая няня или другие родственники. Конечно же, в этом ничего плохого нет, но чувство безопасности у такого малыша совершенно иное, отличающееся от других детей, которые всегда только с мамой или совсем узким кругом людей.

Почему так происходит? Постоянно изменчивый круг общения становится для ребёнка «обычным». Он не может распознавать, кто здесь свой, а кто чужой, и уж точно перестаёт понимать, зачем следует кого-то опасаться - ведь его все так любят. Для такого ребёнка нет уже разницы между чужой тётей, улыбающейся и предлагающей сладость, и его мамой. У маленьких детей ещё не сформирован инстинкт самосохранения, а в силу своего малого возраста чувство тревоги и вовсе полностью отсутствует, поэтому и нет возможности оценить опасность.

Видимо поэтому мы и умиляемся их наивности и непосредственности, их вере в добро и всеобщую безопасность. Но мы-то с Вами, «битые жизнью» и уже опытные взрослые люди, уже давно и точно знаем, как опасно стало жить в последнее время, и как сотни детей пропадают без вести.

Если же Вашему малышу всего лишь 3…4 года, то слишком волноваться об этом не стоит, тем более, что его всегда можно оставить в нашем мини-детском саду, где он будет всегда под контролем взрослых и, конечно, в этом случае - риск стремиться к нулю. Хотя некоторые дети и усваивают общественные нормы немного ранее других, проявляя больше осторожности, всё же не следует оставлять ребёнка на улице одного, пусть даже и на очень малое время, чтобы не было лишнего риска.

Однако, если же отсутствие «защитного» барьера при общении с чужими взрослыми сохраняется у малыша в возрасте 5…6 лет и продолжает доверять всем подряд, разговаривая с чужими о своих проблемах и своей семье, то следует обязательно обратиться за помощью к детскому психологу. Такое поведение вполне может указывать на какие-то психические проблемы, с которыми родителям без помощи специалиста будет крайне сложно разобраться самостоятельно.

И если всё же один…

Всё же наши дети растут и время бежит безостановочно. И однажды приходит время, когда надо решать вопрос: «А не пришло ли время гулять ему самостоятельно, не пора ли оставить дома его одного или позволить пойти в школу без нашего сопровождения?». Как бы это ни было волнительно, но всё же пора самостоятельности придёт. Так что же следует сказать детям, до того, как они самостоятельно выйдут из дома?

Сразу же необходимо очень чётко обрисовать границы запрещённых и дозволенных действий. Помните, что наши дети копируют поведение нас взрослых, наблюдая за нами, поэтому учить их быть осторожными следует, в первую очередь, на личном примере. Необходимо настойчиво объяснять, что окружающие люди, не являющиеся родственниками, будут для него всегда посторонними и с ними не следует вступать в разговор, ничего у них не брать, никуда с ними не ходить, даже если они и предлагает посмотреть мультфильм, поиграть на компьютере или поесть вкусных пирожных. Если за Вашим ребёнком в школу или сад должен прийти другой человек, то об этом необходимо предупредить заранее учителей или воспитателей, да и самого малыша тоже, рассказав ему кто это будет. Необходимо, чтобы прежде чем отдать Ваше чадо новому человеку, воспитатель или учитель Вам позвонил и уточнил, а тот ли человек пришёл за ребёнком.

Зачастую дети воспринимают автомашину, как радостное развлечение, и с готовностью могут принять от чужого человека предложение покататься на ней. Ваш малыш должен чётко помнить, что садиться в чужую машину, ни под каким предлогом нельзя! Растолкуйте ребёнку, что автомашина – это не только средство передвижения, а ещё и возможная опасность для него.

Если же ребёнку придётся оставаться дома одному, то хочется быть уверенными, что в сложной ситуации он будет вести себя правильно. Если уверенности ещё нет, то сначала оставляйте его одного на короткое время, постепенно увеличивая его. Так будет гораздо спокойнее! Обсудите с малышом все правила поведения, когда он один дома. Уходя из дома разъясните ему, что открывать дверь никому не нельзя, и если в дверь позвонят, то он никак не должен проявлять себя, а лучше всего будет если он позвонит кому-то из своих близких. Когда ребёнок один, он должен хорошо знать, как следует отвечать на чужой телефонный звонок. Запретите ему говорить чужакам свой адрес и то, что дома никого нет кроме него. Лучше всего сказать, что мама или папа спят.

Конечно все дети абсолютно разные, и поэтому никто кроме Вас самих не будет способен решить, готов ли Ваш малыш быть дома один или самостоятельно отправиться погулять на улицу. Самое главное – вовремя и подробнейшим образом рассказать малышам о необходимых правилах безопасности, чтобы они смогли правильно поступить в возможной сложной ситуации.