Новости

<< Назад к списку новостей

О чём говорит рисунок малыша?

О чём говорит рисунок малыша?

Присмотревшись повнимательнее в детский рисунок, можно в нём увидеть всё, что происходит в душе ребёнка, и чего он никогда не сможет объяснить взрослым, пусть даже и в самой доверительнейшей беседе.

Ваш ребёнок провел с карандашами в руках над листом бумаги всего лишь несколько минут и вот - рисунок готов. А как много важного для родителей и него самого сокрыто в этой картинке! Вот малыш нарисовал самого себя, но поза его неустойчива, и не видно лица. При этом он «до зубов» вооружён - ему необходима защита. Может его кто-то обидел? А вот ребёнок в кроватке – нарисовано, как он прилёг отдохнуть. Он устал или, может быть, болен?

Возраст и особенности

Рисунок ребёнка — это не искусство, а его речь. До трёх лет – это лишь чёрточки, круги и линии. Он лишь «пробует» кисть или карандаш и всё время экспериментирует. Ну, а к четырём годам у его картинок уже появляется и какой-то замысел. Малыша «вдохновляет», в основном, человек – мама, папа и он сам. Правда люди на его картинках ещё выглядят словно «головоноги» - то есть существа, голова и тело у которых это единый «пузырик» с ручками и ножками.

Анализировать детский рисунок следует начинать лет с 4…5. Когда человечек на детском рисунке уже начинает состоять из двух овалов с палочками – ножками и ручками. Появляется у малыша и интерес к различным предметам, занятиям и окружению основного персонажа рисунка. А к семи годам юные «живописцы» уже из виду не упускают и детали образа, как-то шея, волосы или головной убор, хотя бы схематично одежда, а ноги и руки человека уже изображают двойными линиями. Всё это указывает на правильное и гармоничное развитие малыша.

Рисунок и его структура

Предложите своему ребёнку изобразить семью. Но так, чтобы все на рисунке были заняты каким-либо делом. Обеспечьте ему выбор различных цветных карандашей и необходимую бумагу – обычный, формата А4, альбомный лист отлично подойдёт. Не торопите его и не комментируйте «художество» во время творческого процесса. И лишь, когда малыш закончит свой «шедевр», то самое время обратиться к нему с вопросами: кого он изобразил и чем занимаются на картинке эти люди.

Для верного понимания рисунка следует доверять своим впечатлениям от него. Определите, какие эмоции вызывает «художество» ребёнка? А, чтобы поточнее определиться, используйте такие понятия, как «светлый» – «тёмный», «спокойный» – «тревожный», «яркий» – «бледный, тусклый», «агрессивный» – «доброжелательный», «богатый» – «бедный» и тому подобные. К примеру, «грустный» – там, где члены Вашей семьи разобщены, находясь в абсолютно разных частях картинки, при этом - лица у них совсем безрадостны или же их вовсе нет. «Агрессивный» – человечки с угрожающей мимикой на лицах, грозными позами, и вполне возможно, что с оружием.

Если же Вам самим сложно разобраться в рисунке ребёнка, то рекомендуется обратиться к таким же заинтересованным другим родителей и обменяться с ними художествами своих малышей. Ну, а затем друг с другом обменяться впечатлениями от рисунков, будучи в качестве «независимых экспертов». Все эмоции, которыми можно охарактеризовать рисунок малыша, имеют прямое отношение к тому, как он чувствует сейчас себя.

Если же негативных впечатлений многовато, то это вполне может быть признаком детского психологического неблагополучия. И вполне возможно, что стоит обратиться за помощью к детскому психологу Детского развивающего центра «Дом и Дети». Однако, при этом, не следует скорее делать поспешные выводы лишь по одной-единственной картинке. Вполне возможно, что Вам малыш просто на что-то обижен.

Обратите внимание - соответствует ли количество членов Вашей семьи на картинке реальному? Обычно первым и при этом самым крупным рисуется самый значимый, в понимании ребёнка, член его семьи. Себя же малыши рисуют, по обыкновению, рядом с тем, к кому наиболее привязаны. Ну, а далее всех на рисунке находится самый несимпатичный ребёнку его родственник. Учитывайте, что изображение спиной или в профиль точно также свидетельствует о негативных эмоциях к этому родственнику.

Однако, следует учитывать, что малыши живут обычно самыми сиюминутными эмоциями и переживаниями. Например, ребёнок не изобразил отца, который бывает груб или уделяет малышу мало внимания. Его отсутствие на картинке ребёнок поясняет тем, что «папа сейчас в командировке». А сестры, которая младше него, на картинке нет, так как она «уже спит в комнате». Малыш не хочет мириться с тем, что мать из-за неё не уделяет ему столько же своего внимания, как ранее. Такие «коррективы» в семью вносят малыши, которые не удовлетворены своим сложившимся эмоциональным положением. Этим детям требуется ещё больше внимания взрослых, а лучше всего – игр, в компании таких же, как и они малышей.

Важные небольшие детали

  • Вся семья объединена общим делом – это уже знак комфортной «погоды в доме».
  • Малыш себя изобразил отдельно от других – это «сигнал» о его изолированности в семье. Семья отделена «перегородками» друг от друга – вероятный признак проблем в общении.
  • Свою младшую сестру или брата ребёнок изобразил крупнее, чем он сам – значит, что они «занимают значительное место в его жизни».
  • Когда на картинке нет самого малыша – это может означать лишь то, что ему «нет места» в отношениях между родственниками. Проверить это предположение можно, спросив у ребёнка – не забыл ли он кого-то нарисовать? Но иногда бывает, что и прямое указание: «Ты забыл нарисовать самого себя» малыш игнорирует или поясняет, что «не осталось уже места», или «я потом дорисую…». Такая вот ситуация уже и есть серьёзный повод подумать об отношениях в семье.

Манера рисования

  • Частые исправления самого себя – это уже признак тревожности ребёнка.
  • Изображение представляет собой мелкие отдельные штрихи – ребёнок словно опасается решительно провести цельную линию – это также знак опаски малыша.
  • На портрете значительно увеличенные глаза с сильно зарисованными зрачками – возможно, ребёнок боится чего-то.
  • Много различных деталей и украшений в его костюме – сильное желание стать замеченным, а также тяга малыша к различным внешним эффектам.
  • Слабый нажим при рисовании на карандаш или слабая, не возрасту, детализация рисунка – склонность малыша к очень быстрой утомляемости, психологическая неустойчивость, эмоциональная чувствительность.
  • Линии рисунка малыш не доводит до конца, размашистый рисунок и небрежный – маленький автор рисунка очень импульсивен. Стоит также и обратить внимание и на, наоборот, сильный нажим при рисовании или грубое несоответствие симметрии. Бывает, картинка «не вмещается» на лист – это явный признак, бьющей через край, энергии, и даже зачастую агрессии.
  • Когда фигуры нарисованы очень мелко, а вся композиция расположена ближе к краю листа – ребёнок не имеет веры в свои собственные силы. И вполне возможно, родственники чрезмерно с ним строги или же их требования не вполне соответствуют возможностям малыша.
  • Символами агрессии являются: акцентированно большие кулаки, устрашающие позы человечков, оружие, чётко и характерно прорисованные зубы или ногти. В этом случае, взрослым просто необходимо разобраться, зачем же малышу потребовалась этакая явная демонстрация силы.

Палитра – это зеркало детской души

В обыкновенном рисунке малыши используют не более 5…6 разных цветов. А вот, более широкая цветовая палитра указывает на натуру чувственную и эмоционально богатую. Более скудная палитра, наоборот, на данный момент указывает на негативные эмоции ребёнка.

Что же показывает превалирование цветовой гаммы в рисунках детей:

  • Тёмно-синий – возникшая потребность покоя, сосредоточение на своих внутренних проблемах, склонность к самоанализу.
  • Зелёный – независимость, стремление к безопасности, упрямство или уравновешенность.
  • Красный – эксцентричность, сильная воля, лёгкая возбудимость или же агрессия.
  • Жёлтый – любознательность, положительные эмоции и жизненный оптимизм.
  • Фиолетовый – хорошая интуиция и развитая фантазия.
  • Коричневый – физическая не комфортность, медлительность, зачастую и также негативные эмоции.
  • Чёрный – протест, подавленность, огромная потребность в жизненных изменениях.
  • Серый – отстранённость, безразличие, желание не замечать тревожащих проблем.

Будьте внимательны к своим детям!