РАЗВИТИЕ РЕЧИ:
- уметь называть предмет, признак предмета и действия предмета;
- уметь выделят несколько признаков предметов, действий предмета или действий с предметом;
- составлять предложения из 3-4 предложенных слов;
- образовывать новые словосочетания (шапка из меха – меховая шапка и т.д.);
- уметь давать краткое описание предметам и явлениям ( лиса рыжая, живет в лесу, хищное животное);
- самостоятельно составлять связный рассказ не менее, чем из 6-7 предложений ( в том числе по картинкам и из личного опыта);
- пересказывать небольшие рассказы;
- знать и выразительно исполнять стихотворения;
- правильно употреблять слова в речи;
- использовать в речи антонимы (слова с противоположным значением, например: широкий – узкий, темный – светлый и т.д.);
- отгадывать загадки, объяснять смысл пословиц, понимать образные выражения.
- уметь продолжить предложение или фразу по смыслу
ГРАМОТА, ЧТЕНИЕ:
- знать и уметь писать печатные буквы русского алфавита;
- уметь отличать звуки от букв, правильно произносить звуки и буквы;
- определять количество слогов в словах;
- уметь отличать понятия звук, буква, слог, слово, предложение, текст;
- определять количество звуков в словах, место звука в слове, уметь выделять звуки из слов;
- уметь ставить ударение в словах, находить ударный гласный звук в слове и ударный слог;
- знать согласные и гласные звуки;
- знать по каким признакам отличаются гласные (ударные и безударные) и согласные звуки (мягкие-твердые, глухие звонкие);
- уметь анализировать звуковой состав слова (дифференцировать звуки в слове: гласный-согласный, ударный гласный-безударный, согласный: мягкий-твердый, глухой-звонкий - и помечать их при помощи фишек красного, зеленого и синего цветов; уметь определять количество букв и звуков в словах; знать, что гласные я, е, ё, ю обозначают 2 звука, если стоят в начале слова, после гласной или после разделительных ъ и ь знаков);
- знать, что согласные бывают парные и непарные; всегда твердые согласные: ж, ш, ц, всегда мягкие согласные : й, ч, щ; гласные а, о, у, ы, э обозначают твердость согласных;
- уметь делать слоговую схему слова и схему предложения;
- знать, как произносятся интонационно восклицательные, вопросительные и повествовательные предложения; соответственно, знать знаки препинания;
- уметь читать (минимум по слогам, желательно не менее 25 слов в минуту).
МАТЕМАТИКА:
- уметь считать от 1 до 20 и обратно, восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа;
- уметь находить соседей чисел в пределах 10-20;
- выполнять счетные операции в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов «на один», «на два»;
- знать понятия «больше-меньше-поровну»;
- уметь делать равными неравные группы предметов, уменьшая или увеличивая одну из групп;
- знать простые геометрические фигуры, уметь составлять аппликации из геометрических фигур;
- уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте;
- уметь поделить предмет (круг, квадрат) на две/три/четыре равные части;
- уметь писать печатными цифрами;
- уметь соотносить графический образ цифры с количеством предметов;
- знать и уметь пользоваться знаками «+, - , =», «<,>»;
- уметь решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10;
- понимать, из каких чисел состоят все числа от 1 до 10 (состав чисел в пределах 10).
Желательно знать:
- уметь считать до 100 единицами и десятками;
- понимать, из каких чисел образуются двузначные числа второго десятка и остальные двузначные числа в пределах 100;
- уметь сравнивать множества, отличать множество и его части;
- уметь пользоваться линейкой (измерять стороны геометрических фигур, чертить отрезок заданной длины).
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР:
- знать название своего города, края, страны, столицы страны, президента, флаг страны;
- знать название нашей планеты;
- знать название основных профессий, объяснить, чем характерны эти профессии;
- называть времена года, части суток, дни недели в последовательности;
- знать в последовательности времена года и месяцы;
- отличать хищных животных от травоядных, домашних от диких знать и отличать обитателей леса, пустыни, водоемов;
- уметь правильно называть животных и их детенышей (овца-ягненок, лошадь – жеребенок, корова – теленок, собака-щенок и т.д.);
- знать и отличать перелетных птиц от зимующих;
- отличать садовые деревья от полевых;
- отличать деревья от кустарников;
- называть разные явления природы;
- уметь определять время по часам;
- уметь отличать понятия: век, год, месяц, время года, день недели, время суток, число; уметь пользоваться календарем;
- знать виды транспорта.
НАВЫКИ ВЛАДЕНИЯ РУКОЙ И ПИСЬМОМ:
- правильно держать ручку и карандаш в руке;
- проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии;
- обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги;
- уметь рисовать по клеточкам и точкам;
- уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка;
- копировать с образца и самостоятельно рисовать геометрические фигуры;
- уметь продолжить штриховку рисунка;
- уметь писать печатные буквы и цифры,
- уметь вырезать по контуру, пользоваться ножницами.
ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:
- знать свои ФИО, и ФИО своих родителей, уметь рассказать, где и кем работают родители;
- знать свой точный адрес;
- знать свою дату рождения, в какое время года родился;
- уметь отличать и называть основные цвета (желательно знать последовательность расположения цветов в радуге и знать из каких цветов образуются оттенки цветов);
- знать понятие и уметь определять право-лево, верх-низ, за, над, перед, после, возле, в и т.д.;
- уметь ориентироваться на листе бумаги и клетки (правый верхний, левый нижний угол и т.д.);
- знать основные правила этикета (здороваться, прощаться, уметь спрашивать, просить, благодарить, обращаться ко взрослым на «Вы» и т.д.);
- знать основные правила дорожного движения.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ШКОЛЕ:
- знать когда ребенок пойдет в школу( в какое время года и дату);
- знать, для чего ребенку нужно идти в школу, чем занимаются в школе;
- знать, сколько ребенку будет лет на момент поступления в школу;
- знать основные школьные принадлежности уметь объяснить, для чего они;
- знать понятия учитель, ученик, урок, перемена, звонок;
- знать правила поведения в школе.
ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ:
- мотивация (сформированный познавательный интерес к учебе);
- самооценка (положительное представление о себе и умение переживать неудачу).
- эмоциональное развитие (уметь выражать, контролировать свои эмоции, уметь считывать эмоции других людей);
- внутренняя позиция школьника (понимает свой новый социальный статус и то, что в школу он идет учиться, а не играть).
ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ:
- произвольность поведения, саморегуляция (ребенок понимает, что ему нужно будет выполнять разные задания в школе – интересные и не столь привлекательные; подчиняет свои импульсивные желания необходимости учиться);
- произвольность психических функций (внимание направляет не только на то, что его привлекло, но и на то, что требует от него учебный процесс и учитель; готов запоминать необходимую информацию, а не только то, что привлекло его внимание и т.д.);
- целеполагание, умение достигать результата, умение контролировать процесс, проводить проверку и сверять полученный результат на правильность.
КОММУНИКАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ:
- умение взаимодействовать, сотрудничать со взрослыми (слушаться, обращаться, спрашивать; остерегаться чужих взрослых на улице);
- умение общаться со сверстниками (в паре, группе; умение знакомиться, легко вступать в контакт, умение пригласить в игру, умение разрешать конфликтные ситуации, уметь бесконфликтно отстаивать свои границы и не нарушать чужие, учитывать свои интересы и интересы группы, уметь договариваться);
- умение слушать собеседника;
- умение выражать свои мысли и свою точку зрения. Если психологически ребенок не готов к школе, то шансы на успешное и легкое обучение значительно снижаются.
КОМУ НЕОБХОДИМЫ ЗАНЯТИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ:
- ребенок не ходил в детский сад;
- Вы замечаете и у Вас есть предположения, что у ребенка не сформирован достаточно один из вышеперечисленных компонентов или подпунктов (так как в садике в группах занимаются много детей и воспитателям часто не удается уделить внимание каждому ребенку);
- ваш ребенок прошел диагностику готовности к школе и выяснялось, что ребенку требуются дополнительные занятие по подготовке к школе;
- ваш ребенок имеет сложности и трудности в овладении познавательным материалом; имеет низкую концентрацию внимания, малый объём памяти, трудности с запоминанием рассказов и трудности с пересказом и т.д.);
- у ребенка недостаточно развитая речь;
- у ребенка трудности с коммуникацией (с родителями, взрослыми, сверстниками);
- у ребенка слабо развит волевой и личностный компоненты (часто не слушается, нет желания заниматься, не хочет идти через год в школу, низкая самооценка, не умеет справляться с неудачами, не умеет достигать результата и поставленной цели);
- ребенок пережил психологическую травму (травмы), находится в состоянии стресса (это влияет на умственную деятельность, коммуникацию и в общем на желание учиться),
- ребенок перенес травмы или операции на головном мозге,
- имеет неврологические заболевания, ММД (минимальные мозговые дисфункции), симптомы гиперактивности, задержки психического развития.
Преподаватель Первого Детского Университета постаралась осветить и структурировать для родителей основные составляющие готовности ребенка к школе. Зная эти составляющие Вам, родителям, будет легче понять, какие компоненты готовности к школе сформированы у вашего ребенка, а над какими еще стоит потрудиться и к чему стремиться.
Хочется обратить внимание на то, что ДИАГНОСТИКУ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ стоит проводить не перед поступлением в школу, а минимум за ГОД - ДВА ДО ШКОЛЫ, так как при возможном выявлении трудностей и недостаточном развитии одного из компонентов готовности к школе, у Вас и ребенка будет время, чтобы позаниматься, подготовить ребенка и успешно перед школой пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).